Содержание
1.
Пояснительная записка.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета,
курса.
3.
Содержание учебного предмета, курса.
4.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
1.
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по курсу
«Технология» в начальной школе
разработана в соответствии с:
- Федеральным
Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009,
зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009)
с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г.,
18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г, 31 декабря 2015 г.
- Приказом
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N
38). Пункт 3. Организации, осуществляющие
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе
в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до
вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня
учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях на 2013/14 учебный год.
- Программой общеобразовательных учреждений учреждений
Технология: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4
классы / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Положением о порядке разработки и
утверждения рабочей программы муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» (Приказ от 28.08.2016 г.
№ 472 «Об утверждении локальных нормативных актов»
- Основной
образовательной программой начального
общего образования МБОУ «СОШ № 13» (Пр.№ 488 от 24.08.2015 г.)
- Календарным
учебным графиком МБОУ «СОШ № 13» (Пр. № 499 от 28.08.2016 г. )
Для реализации
учебной программы по технологии используется УМК «Гармония»:
1.
Технология: Чудесная
мастерская: учебник для 2 класса общеобразовательных
учреждений/Н.М.Конышева.-Смоленск: Ассоциация XXI
век, 2015
2.
Учебник-тетрадь/Н.М.Конышева.
– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
Основная
цель изучения данного предмета заключается в углублении
общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и
всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных),
наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной
деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей
личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также
творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на
основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве
результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных
учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных.
Задачи
изучения дисциплины:
·
формирование
представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах
дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной
культуры;
·
формирование
представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в
нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
·
расширение
культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в
мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и
понимания необходимости их сохранения и развития;
·
расширение знаний
о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование
практических умений использования различных материалов в творческой
преобразовательной деятельности;
·
развитие созидательных возможностей личности,
творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для
творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на
основе предметно-преобразующей деятельности;
·
развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
·
развитие сенсомоторных процессов, руки,
глазомера и пр. через формирование практических умений;
·
развитие
регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование,
планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности
в соответствии с поставленной целью);
·
формирование
информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения
практических задач;
·
формирование коммуникативной культуры,
развитие активности, инициативности;
·
духовно-нравственное
воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и
культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного
отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т.
п.
Курс
технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных
и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на
творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса
обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене
школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и
творческой деятельности
№
|
Обязательные предметные области
|
Основные задачи реализации содержания
|
1.
|
Технология
|
1)получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и
важности правильного выбора профессии;
|
Программа
адресована учащимся 2 класса с
разным уровнем подготовки в школе равных возможностей.
Согласно
учебному плану начального общего образования (5-дневная неделя) в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры в 2016-2017 учебном году (Приложение к письму
Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от «26» июня 2015 г.
№ 6681) на изучение технологии в
начальной школе выделяется:
Учебные
предметы
классы
|
Количество
часов в неделю
|
его
|
|||
I
|
II
|
III
|
IV
|
||
Обязательная
часть
|
|||||
Технология
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Год обучения
|
Количество часов в
неделю
|
Количество учебных
недель
|
Всего часов за
учебный год
|
1 класс
|
1
|
33
|
33
|
2 класс
|
1
|
34
|
34
|
3 класс
|
1
|
34
|
34
|
4 класс
|
1
|
34
|
34
|
135 часов за курс
|
В случае
выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней
отдыха, введения карантина, актированного дня - прохождение программы
обеспечивается за счет увеличения доли самостоятельного изучения /
дистанционного обучения на базе информационно-образовательного портала http://sosh13-ugansk.ucoz.ru/index/aktirovannyj_den/0-77.
2.
Планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
метапредметные
|
предметные
|
личностные
|
2 класс
|
||
Регулятивные
УУД:
· определять цель деятельности на уроке с
помощью учителя и самостоятельно;
· учиться совместно с учителем
выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов
изделий);
· учиться планировать практическую деятельность на уроке;
· с помощью учителя отбирать
наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
· учиться предлагать свои
конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов
изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
· работая по совместно
составленному плану, использовать
необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и
инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью
сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой
деятельности.
· определять успешность выполнения своего
задания в диалоге с учителем.
· формирования этих действий служит
технология оценки учебных успехов.
Познавательные
УУД:
· ориентироваться в своей системе
знаний и умений: понимать, что
нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия
нового знания и умения;
· добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике
2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
· перерабатывать полученную
информацию: наблюдать и
самостоятельно делать простейшие
обобщения и выводы.
Средством
формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные
на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные
УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· вступать в беседу и обсуждение на уроке и
в жизни;
Средством
формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой
деятельности.
· договариваться сообща;
· учиться выполнять предлагаемые
задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством
формирования этих действий служит работа в малых группах.
|
Учащиеся должны знать:
·
простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз,
рисунок, схема);
·
способ использования линейки как чертежно-измерительного
инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
·
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с
помощью линейки;
·
что такое развертка объемного изделия (общее
представление), способ получения развертки;
·
условные обозначения, используемые в технических рисунках,
чертежах и эскизах разверток;
·
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги
(по половине и ¼ формы);
·
что такое композиция (общее представление), об
использовании композиции в изделии для передачи замысла;
·
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
·
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
·
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и
способом продергивания нити;
·
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из
ткани с полотняным переплетением нитей;
·
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
·
о технологических и декоративно-художественных различиях
аппликации и мозаики, способах их выполнения;
·
о символическом значении народной глиняной игрушки, ее
основных образах;
Учащиеся должны уметь:
·
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный
инструмент для выполнения построений на плоскости;
·
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых
углов;
·
читать технический рисунок и схему с учетом условных
обозначений и выполнять по ним работу;
·
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия,
ориентируясь на образец или технический рисунок;
·
чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения
условных обозначений);
·
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги
способом сгибания;
·
выполнять разметку по предмету;
·
выполнять изображения в технике барельефа;
·
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться
специальной палочкой и стекой;
·
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике
оригами;
·
создавать простые фронтальные и объемные композиции из
различных материалов;
·
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
·
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из
ткани детали простой формы;
·
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным
переплетением нитей;
·
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
·
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из
бумаги и природных материалов);
·
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по
образцу;
·
придумать и выполнить несложное оформление изделия в
соответствии с его назначением.
Учащиеся могут знать:
·
что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут
менять свои конструктивные и
декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания,
сминания, разогревания и пр.);
·
что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к
характеру и облику своего хозяина;
·
что в разных условиях использования одна и та же по своей
функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
·
что в народном быту вещи имели не только практический
смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по
правилам;
·
о символическом значении образов и узоров в некоторых
произведениях народного искусства;
·
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов,
в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
·
что такое проектная деятельность, требования к выполнению
и защите проектов.
Учащиеся
могут уметь:
·
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать
технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу
или собственному замыслу;
·
выполнять несложные эскизы разверток изделий с
использованием условных обозначений;
·
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и
оформление изделия в соответствии с
поставленными условиями;
·
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по
собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей;
подбирать материалы и способы их обработки;
·
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
·
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием
изученного материала на основе полученных знаний и умений.
|
Личностными результатами изучения
курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
· объяснять свои чувства и ощущения от
созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с
позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с
одноклассниками;
· объяснять свои чувства и ощущения от
созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с
позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
· самостоятельно определять и высказывать свои чувства
и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения
наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
· в предложенных ситуациях,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное
в ходе обсуждения).
Средством
достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
|
3 класс
|
||
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать цель
урока после предварительного обсуждения;
· уметь с помощью учителя
анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
· уметь совместно с учителем
выявлять и формулировать учебную проблему;
· под контролем учителя выполнять
пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения
проблемы (задачи);
· выполнять задание по
составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
· осуществлять текущий и точности
выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по
конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего
качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить
необходимые конструктивные доработки;
Средством
формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой
деятельности.
· в диалоге с учителем учиться
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством
формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
· искать и отбирать необходимые для решения учебной
задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
· добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов
учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
· перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
· делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
· преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных
проектах).
Средством
формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные
на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
·
согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной
беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;· готовность
оказать помощь товарищу;
·
способность к созданию небольшого текста по образцу
или по иллюстрации; овладевать монологической и диалоговой формами речи;
·
выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
|
Учащиеся должны знать:
·
о предметном мире как основной среде обитания
современного человека;
·
о ценности и значении изучения объектов
природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует
у природы в формах, устройстве изделий);
·
общие правила создания предметов рукотворного
мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая
выразительность;
·
наиболее распространенные виды соединения
деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых
разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных
материалов;
·
правила безопасной работы с циркулем, шилом и
канцелярским ножом;
·
о выполнении построения и разметке деталей
соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с
помощью циркуля;
·
о построении прямоугольных фигур на листе
неправильной формы с помощью угольника;
·
о персональном компьютере как техническом
средстве и возможностях его использования для решения простых
художественно-конструкторских задач;
·
об особенностях силуэтных изображений, их
художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов
из бумаги;
Учащиеся должны уметь:
·
оценивать целесообразность конструкции и
внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
·
решать простые задачи конструктивного
характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей
(доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии
с новыми требованиями и условиями использования изделия;
·
выполнять построение и разметку фигур с
помощью циркуля;
·
выполнять построение прямоугольника на листе
неправильной формы с помощью угольника и линейки;
·
соблюдать безопасные приемы работы с новыми
инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
·
соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;
·
выполнять шов «назад иголку» и использовать
его при изготовлении изделий;
·
изготавливать изделия из бисера по простым
схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми
задачами конструктивного и декоративного плана;
·
изготавливать изделия из различных
пластических материалов;
·
использовать комбинированные техники при
изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или
декоративно-художественной задачей.
Учащиеся
могут знать:
· о
первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
· о
бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач
«конструктивные изобретения» природы;
· об
отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды
(на уровне общих представлений);
· о
необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах
в соответствии с их функцией, о приемах стилизации природных форм в вещах;
· о
том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область ее применения;
универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.
Учащиеся
могут уметь:
·
осознанно подбирать материалы для изделий на
основе полученных представлений об их конструктивных и
декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;
·
придумывать и изготавливать несложные
комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
·
выполнять стебельчатый шов и использовать его
при изготовлении изделий;
·
конструировать простые изделия (или
дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.
|
Личностными результатами изучения
курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
· оценивать жизненные ситуации (поступки,
явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события),
соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать
(поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
· описывать свои чувства и ощущения от
созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного
характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
· принимать другие
мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
· опираясь на освоенные
изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации
предложенного или собственного замысла.
Средством
достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
|
4 класс
|
||
Регулятивные УУД:
·
самостоятельно формулировать тему и цели
урока; план решения учебной проблемы
совместно с учителем;
·
работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свои действия;
·
в диалоге с учителем вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные
УУД:
·
вычитывать все виды текстовой информации:
фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
·
извлекать информацию, представленную в разных
формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
·
перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
·
пользоваться словарями и справочниками;
·
осуществлять анализ и синтез;
·
устанавливать причинно-следственные связи;
·
строить рассуждения
Коммуникативные
УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
· донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя
аргументы;
· слушать других, пытаться
принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий
и подводящий диалог).
· уметь сотрудничать, выполняя
различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
· уважительно относиться к позиции
другого, пытаться договариваться.
Средством
формирования этих действий служит работа в малых группах.
|
Учащиеся научатся:
· использовать
в работе приемы рациональной и безопасной работы с
разными инструментами: чертежными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная
игла, шило);
правильно (рационально,
технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и
операции разметки с использованием соответствующих инструментов и
приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,
осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных
представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении,
практическом применении в жизни осознанно их подбирать по
декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические
приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении,
формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической
документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и
выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и
объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам,
по заданным условиям;
решать простые задачи
конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей
(достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания
предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство
(функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться
ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
·определять
утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных
материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с
характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
·творчески использовать
освоенные технологии работы,
декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для
решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
·понимать, что вещи
заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать
о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти
вещи);
·
понимать наиболее распространенные традиционные правила и
символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и
отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
|
Личностными результатами изучения
курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
· оценивать жизненные ситуации (поступки,
явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события),
соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать
(поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
· описывать свои чувства и ощущения от
созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного
характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
· принимать другие
мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
· опираясь на освоенные
изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации
предложенного или собственного замысла.
Средством
достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
|
3.
Содержание
учебного предмета, курса.
СОДЕРЖАНИЕ
|
||
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Новые приемы
работы и средства выразительности в изделиях
Свойства
материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление
квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при
составлении композиции.
Простые
симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и
асимметрия в композиции. Использование
симметрии и асимметрии в изделии.
Особенности
свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для
создания образа. Приемы работы с различными природными материалами.
Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов
на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка
прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для
праздника
Привила и
приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое
развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки.
упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную
трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование
особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения
художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового
года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка,
фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов
Особенности
изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта;
отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки».
Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце
из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе
правил и канонов народной культуры.
Обработка
ткани. Изделия из ткани
Разметка
деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное
переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение
бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление
изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и
декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные
изделия различного назначения
Конструирование
игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей;
отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы
для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила
изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для
барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в
декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной
пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера,
отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия.
Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
Декоративная
книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия.
Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия
с использованием освоенных способов и приемов работы.
|
Формы и образы природы – образец для
мастера
Рукотворный мир
– мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека,
возможности их использования в создании рукотворного мира.
Образы природы
в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах
оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания.
Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их
разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных
изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка
образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера
и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
Характер и настроение вещи
Зависимость
выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения.
Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и
настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток,
настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.
Новые приемы
построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной
формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных
изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение
форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с
использованием циркуля.
Красота
и уют нашего дома. Гармония стиля
Общее понятие о
стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с
учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани.
Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных
деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из
ткани.
Стилевые
особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы – к миру вещей
Чудесный
материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование
человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных
изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в
конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными
соединениями деталей.
|
Из глубины веков – до наших дней
Керамика в
культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов;
отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов.
Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из
лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в
культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях.
Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для
праздника
Гофрированная
подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования
изделий. Раскладная открытка;
особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для
подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения
упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их
культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное
праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование
традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная
рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой
фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике
барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и
Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие
Вязание
крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых
изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его
функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием
петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части
и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для
проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с
использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты
Соломенных дел
мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и
использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий.
Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена
соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток.
Аппликация из соломки.
Металл в руках
мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге
как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и
инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом
тиснения по фольге.
Секреты
бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые
виды складок и приемы работы.
Традиционные
ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
|
Плановые контрольные работы (количество часов)
Период обучения
|
Количество часов
|
Диагностический
материал
|
1 четверть
|
9 часов
|
|
2 четверть
|
7 часов
|
|
3 четверть
|
10 часов
|
|
4 четверть
|
8 часов
|
Итоговая
самостоятельная работа.
|
Итого:
|
34 часа (1
час в неделю)
|
4.
Тематическое
планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
|
Дата
|
Перечень разделов,
тем уроков
|
Количество часов на
раздел, тему
|
Тип урока
|
|
План
|
Факт
|
||||
1
|
Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного,
ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.
|
1
|
УОСЗ
|
||
2
|
Разметка
деталей из бумаги способом сгибания.
Изготовление квадрата. Оригами (рыбка).
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
3
|
Новые формы оригами (бабочка, лягушка).
Композиция с фигурками оригами.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
4
|
Приёмы разметки и вырезания
симметричных форм с зеркальной симметрией. Орнамент.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
5
|
Симметрия и асимметрия в
композиции. Картина для сказочного героя.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
6
|
Приёмы разметки и вырезания форм
с поворотной симметрией. Композиция с лилией.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
7
|
Композиции на плоскости
из засушенных растений.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
8
|
Аппликации на плоскости.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
9
|
Объёмно-пространственные
композиции из природных материалов. Скульптуры из природных материалов.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
10
|
Построение
прямоугольника от двух прямых углов.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
11
|
Развёртка. Построение
прямоугольных развёрток.
Подставка для кисти.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
12
|
Образ и конструкция открытки.
Новогодняя поздравительная
открытка.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
13
|
Конструирование прямоугольной
развёртки объёмного изделия.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
14
|
Конструирование прямоугольной
развёртки объёмного изделия. Коробка — упаковка для подарка.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
15
|
Конструирование объёмных
изделий из бумаги.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
16
|
Конструирование объёмных
изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. Фонарик — ёлочное украшение.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
17
|
Конструирование объёмных
изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. Ёлочка.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
18
|
Изделия по мотивам народных
образцов. Весеннее печенье «Тетёрки».
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
19
|
Изделия по мотивам народных
образцов. Кукла из ниток.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
20
|
Игрушка по мотивам народных
образцов. Игрушка-свистулька.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
21
|
Работа с тканью. Разметка и
раскрой прямоугольных деталей. Дорожная игольница.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
22
|
Работа
с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. Дорожная игольница.
Завершение работы.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
23
|
Работа с тканью.
Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка продёргиванием нити.
Выполнение бахромы.
Салфетка
с бахромой.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
24
|
Шов «вперёд иголку». Салфетка с бахромой.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
25
|
Шов «вперёд иголку». Салфетка с бахромой;
завершение работы.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
26
|
Работа с тканью. Разметка
деталей с припуском. Декоративная игольница.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
27
|
Обтягивание тканью деталей
простой формы. Шов «через край». Декоративная игольница; завершение работы.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
28
|
Мозаика: технология.
|
1
|
|||
29
|
Мозаика: декоративно-художественные
особенности.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
30
|
Мозаика: композиция.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
31
|
Барельеф. Композиция,
стилизация.
Декоративная пластина из
пластилина.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
32
|
Предмет и среда: декоративная
ваза как предмет интерьера. Ваза из пластилина.
|
1
|
УИПЗЗ
|
||
33
|
Итоговая
самостоятельная работа. Книжка - календарь.
|
1
|
УПОКЗ
|
||
34
|
Подведение итогов года.
Итоговая выставка.
|
1
|
УПОКЗ
|
Типы уроков и их
сокращения, принятые в данном календарно-тематическом планировании:
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний –
УИПЗЗ;
2.
Урок закрепления новых знаний и выработки умений –
УЗНЗВУ;
3.
Урок комплексного использования знаний и умений – УКИЗ;
4.
Урок обобщения и систематизации знаний и умений – УОСЗ;
5.
Урок проверки, оценки и контроля – УПОКЗ
Комментариев нет:
Отправить комментарий