суббота, 22 октября 2016 г.

РП технология


Содержание

1.                  Пояснительная записка.
2.                  Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
3.                  Содержание учебного предмета, курса.
4.                  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


  

1.             Пояснительная  записка

Данная рабочая учебная программа по курсу «Технология» в начальной школе разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федеральным  государственным образовательным  стандартом  начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009)  с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г, 31 декабря 2015 г.
- Приказом «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38). Пункт 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.
- Программой общеобразовательных учреждений учреждений Технология: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» (Приказ от 28.08.2016 г. № 472 «Об утверждении локальных нормативных актов» 
- Основной образовательной программой  начального общего образования МБОУ «СОШ № 13» (Пр.№ 488 от 24.08.2015 г.)
- Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ № 13» (Пр. №  499 от 28.08.2016 г. )

Для реализации учебной программы по технологии используется УМК «Гармония»:
1.      Технология: Чудесная мастерская: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений/Н.М.Конышева.-Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
2.      Учебник-тетрадь/Н.М.Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
·                                              формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
·                                              формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
·                                              расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
·                                              расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
·                                               развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
·                                               развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
·                                               развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
·                                              развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
·                                              формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
·                                               формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
·                                              духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности
Обязательные предметные области
Основные задачи реализации содержания
1.
Технология
1)получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
Программа адресована учащимся 2 класса с разным уровнем подготовки в школе равных возможностей.
Согласно учебному плану начального общего образования (5-дневная неделя)  в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016-2017 учебном году (Приложение   к письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от «26» июня 2015 г. №  6681) на изучение технологии в начальной школе выделяется:
Учебные предметы
классы
Количество часов в неделю
его
I
II
III
IV
Обязательная часть
Технология
1
1
1
1
4

Год обучения
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
1 класс
1
33
33
2 класс
1
34
34
3 класс
1
34
34
4 класс
1
34
34



135 часов за курс
В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина, актированного дня - прохождение программы обеспечивается за счет увеличения доли самостоятельного изучения / дистанционного обучения на базе информационно-образовательного портала http://sosh13-ugansk.ucoz.ru/index/aktirovannyj_den/0-77.





2.             Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
метапредметные
предметные
личностные
2 класс
Регулятивные УУД:
·      определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
·      учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
·      учиться планировать практическую деятельность на уроке;
·      с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
·      учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
·      работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
·  определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
·  формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
·   ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
·   добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
·   перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
·  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
·  слушать и понимать речь других;
·  вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
·  договариваться сообща;
·  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Учащиеся должны знать:
·              простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
·              способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
·              способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
·              что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
·              условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
·              способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
·              что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
·              что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
·              как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
·              что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
·              как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
·              швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
·              о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
·              о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся должны уметь:
·                правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
·                с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
·                читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
·                выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
·                чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
·                выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
·                выполнять разметку по предмету;
·                выполнять изображения в технике барельефа;
·                лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
·                изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
·                создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
·                выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
·                выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
·                выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
·                выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
·                выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
·                анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
·                придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся могут знать:
·        что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои  конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
·        что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
·        что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
·        что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
·        о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
·        что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
·        что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Учащиеся могут уметь:
·              планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
·              выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
·              вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия  в соответствии с поставленными условиями;
·              создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
·              расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
·              выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
·      объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
·      объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
·      самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
·      в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

3 класс
Регулятивные УУД:
·       самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
·       уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
·       уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
·       под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
·       выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
·       осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
·       в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
·       искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
·       добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
·       перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
·       делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
·       преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
·      согласовывать свои действия с партнёром;  уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;·  готовность оказать помощь товарищу;
·      способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; овладевать монологической и диалоговой формами речи;
·      выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учащиеся должны знать:
·     о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
·     о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);
·     общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;
·     наиболее распространенные виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;
·     правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;
·     о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;
·     о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;
·     о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;
·     об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги;
Учащиеся должны уметь:
·      оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
·      решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
·      выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
·      выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
·      соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
·      соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;
·      выполнять шов «назад иголку» и использовать его при  изготовлении изделий;
·      изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;
·      изготавливать изделия из различных пластических материалов;
·      использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Учащиеся могут знать:
·      о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
·      о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
·      об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);
·      о необходимости изменения и творческой переработки  (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приемах стилизации  природных форм в вещах;
·      о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.
Учащиеся могут уметь:
·     осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;
·     придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
·     выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;
·     конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
·      оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
·      описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
·      принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
·      опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
4  класс
Регулятивные УУД:
·       самостоятельно формулировать тему и цели урока;  план решения учебной проблемы совместно с учителем;
·       работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свои действия;
·       в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
·      вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
·      извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
·      перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
·      пользоваться словарями и справочниками;
·      осуществлять анализ и синтез;
·      устанавливать причинно-следственные связи;
·      строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
·      донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
·      донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
·      слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
·       уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
·       уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Учащиеся научатся:
· использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с
разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
·определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
·творчески использовать освоенные технологии работы,  декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
·понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
·                  понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
·      оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
·      описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
·      принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
·      опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

3.             Содержание учебного предмета, курса.
СОДЕРЖАНИЕ
2 класс
3 класс
4 класс
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии  в изделии.
Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
Формы и образы природы – образец для мастера
Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.
Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
Характер и настроение вещи
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.
Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
 Красота и уют нашего дома. Гармония стиля
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.
Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы – к миру вещей
Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

Из глубины веков – до наших дней
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий.  Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.



Плановые контрольные работы (количество часов)
Период обучения
Количество часов
Диагностический материал
1 четверть
9 часов

2 четверть
7 часов

3 четверть
10 часов

4 четверть
8 часов
Итоговая самостоятель­ная работа.
Итого:
34 часа (1 час в неделю)


4.      Тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Дата
Перечень разделов, тем уроков
Количество часов на раздел, тему
Тип урока
План
Факт
1


Вводный урок. Повторе­ние и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.
1
УОСЗ
2


Разметка деталей из бу­маги  способом сгиба­ния. Изготовление квад­рата. Оригами (рыбка).
1
УИПЗЗ
3


Новые   формы орига­ми (бабочка, лягушка). Композиция с фигурка­ми оригами.
1
УИПЗЗ
4


Приёмы разметки и вы­резания симметричных форм с зеркальной симметрией. Орнамент.
1
УИПЗЗ
5


Симметрия и асиммет­рия в композиции. Картина для сказочного героя.
1
УИПЗЗ
6


Приёмы разметки и вы­резания форм с поворот­ной симметрией. Композиция с лилией.
1
УИПЗЗ
7


Композиции на плоско­сти из засушенных рас­тений.

1
УИПЗЗ
8


Аппликации на плоско­сти.
1
УИПЗЗ
9


Объёмно-пространст­венные композиции из природных материалов. Скульптуры из природ­ных материалов.
1
УИПЗЗ
10


Построение прямоуголь­ника  от двух прямых углов.
1
УИПЗЗ
11


Развёртка. Построение прямоугольных развёр­ток.
Подставка для кисти.
1
УИПЗЗ
12


Образ и конструкция от­крытки.
Новогодняя поздрави­тельная открытка.
1
УИПЗЗ
13


Конструирование пря­моугольной развёртки объёмного изделия.
1
УИПЗЗ
14


Конструирование пря­моугольной развёртки объёмного изделия. Коробка — упаковка для подарка.
1
УИПЗЗ
15


Конструирование объ­ёмных изделий из бума­ги.
1
УИПЗЗ
16


Конструирование объ­ёмных изделий из бума­ги. Новые приёмы бу­мажной пластики. Фонарик    — ёлочное украшение.
1
УИПЗЗ
17


Конструирование объ­ёмных изделий из бума­ги. Новые приёмы бу­мажной пластики. Ёлочка.
1
УИПЗЗ
18


Изделия по мотивам на­родных образцов. Весеннее печенье «Те­тёрки».
1
УИПЗЗ
19


Изделия по мотивам на­родных образцов. Кукла из ниток.
1
УИПЗЗ
20


Игрушка по мотивам на­родных образцов. Игрушка-свистулька.
1
УИПЗЗ
21


Работа с тканью. Раз­метка и раскрой прямо­угольных деталей. Дорожная игольница.
1
УИПЗЗ
22


Работа с тканью. Раз­метка и раскрой прямо­угольных деталей. Дорожная игольница. Завершение работы.
1
УИПЗЗ
23


Работа с тканью. Полотняное переплете­ние нитей в ткани; раз­метка продёргиванием нити. Выполнение бах­ромы.
Салфетка с бахромой.
1
УИПЗЗ
24


Шов  «вперёд иголку». Салфетка с бахромой.
1
УИПЗЗ
25


Шов  «вперёд иголку». Салфетка с бахромой; завершение работы.
1
УИПЗЗ
26


Работа с тканью. Разметка деталей с при­пуском. Декоративная игольница.
1
УИПЗЗ
27


Обтягивание тканью де­талей простой формы. Шов «через край». Декоративная игольни­ца; завершение работы.
1
УИПЗЗ
28


Мозаика: технология.
1

29


Мозаика: декоративно-художест­венные особенности.
1
УИПЗЗ
30


Мозаика: композиция.
1
УИПЗЗ
31


Барельеф. Композиция, стилизация.
Декоративная пластина из пластилина.
1
УИПЗЗ
32


Предмет и среда: декора­тивная ваза как предмет интерьера. Ваза из пластилина.
1
УИПЗЗ
33


Итоговая самостоятель­ная работа. Книжка - календарь.
1
УПОКЗ
34


Подведение итогов года. Итоговая выставка.
1
УПОКЗ

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном календарно-тематическом планировании:
1.             Урок изучения и первичного закрепления новых знаний – УИПЗЗ;
2.             Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ;
3.             Урок комплексного использования знаний и умений – УКИЗ;
4.             Урок обобщения и систематизации знаний и умений – УОСЗ;
5.             Урок проверки, оценки и контроля – УПОКЗ




Комментариев нет:

Отправить комментарий