суббота, 22 октября 2016 г.

РП математика


Содержание

1.                  Пояснительная записка.
2.                  Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
3.                  Содержание учебного предмета, курса.
4.                  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  


1.             Пояснительная  записка

Данная рабочая учебная программа по курсу «Математика» в начальной школе разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федеральным  государственным образовательным  стандартом  начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009)  с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г, 31 декабря 2015 г.
- Приказом «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38). Пункт 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.
- Программой общеобразовательных учреждений Математика: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» (Приказ от 30.08.2013 г. № 472 «Об утверждении локальных нормативных актов» 
- Основной образовательной программой  начального общего образования МБОУ «СОШ № 13» (Пр.№ 488 от 24.08.2015 г.)
- Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ № 13» (Пр. №  499 от 28.08.2016 г. )
Для реализации учебной программы по математике используется УМК «Гармония»:
1.         Математика: учебник для 2 класса/Н.Б.Истомина.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015 г.
2.         Математика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч./Н.Б. Истомина, Е.П. Виноградова. – Смоленск: Ассоциация  век, 2015 г.
3.         Математика: контрольные работы к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений/Н.Б.Истомина, Г.Г.Шмырева. - Смоленск: Ассоциация  век, 2015 г.
Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (математика), направленную на:
1) формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5–11 лет): словесно-логическое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
2) развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
3) овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приёмы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку
результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики для 1–4 классов, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Обязательные предметные области
Основные задачи реализации содержания
1.
Математика и информатика
Программа адресована учащимся 2 класса с разным уровнем подготовки в школе равных возможностей.
Согласно учебному плану начального общего образования (5-дневная неделя)  в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016-2017 учебном году (Приложение   к письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от «26» июня 2015 г. №  6681) на изучение математики в начальной школе выделяется:

Предметные области
Учебные предметы
классы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
Обязательная часть
Математика и информатика
Математика
4
4
4
4
16

Учебный план школы представляет собой соотношение обязательной  части, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80 % от общего нормативного времени, отведённого на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20 %. В силу того, что 1-4 классы учатся в режиме 5-дневной учебной недели, часть формируемая участниками образовательного процесса предусматривает введение внутрипредметных модулей. Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся выбор внутрипредметных модулей производится совместно всеми участниками образовательных отношений на основании анкетирования обучающихся, родителей (законных представителей).  Часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, направлена на изучение внутрипредметного модуля «Математика в задачах» - 27 часов. Цель данного модуля – усвоение структуры задачи, осознание процесса её решения. Плодотворным материалом для развития универсальных учебных действий в курсе математики начальных классах являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный в задаче вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия «текстовая задача». Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из различных разделов начального курса математики, но и из различных учебных предметов. При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения развиваются такие универсальные учебные действия как установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач в начальном курсе математики можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами её представления в виде таблиц, графов, схем, блок- схем и других моделей. Задания модуля «Математика в задачах» направлены на формирование универсальных учебных действий, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Год обучения
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
1 класс
4
33
132
2 класс
4
34
136
3 класс
4
34
136
4 класс
4
34
136



540 часов за курс
В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина, актированного дня - прохождение программы обеспечивается за счет увеличения доли самостоятельного изучения / дистанционного обучения на базе информационно-образовательного портала http://sosh13-ugansk.ucoz.ru/index/aktirovannyj_den/0-77.



2.             Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
метапредметные
предметные
личностные
2 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
·      принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
·      планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе, во внутреннем плане;
·      различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
·      вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
·      адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать  способы их преодоления.
Второклассник получит возможность научиться:
·      в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·      самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·      самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
·      осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
·      использовать знаково-символические средства, в том числе, модели и схемы  для решения задач;
·      ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
·      осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·      осуществлять синтез как составление целого из частей;
·      проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
·      устанавливать причинно-следственные связи;
·      строить рассуждения в форме простых суждений об объекте,  его строении, свойствах связях;
·      осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·      устанавливать аналогии.
Второклассник получит возможность научиться:
·      создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
·      осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
·      осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·      строить логическое рассуждение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
·       выражать в речи свои мысли и действия;
·       строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет;
·       задавать вопросы;
·       использовать речь для регуляции своего действия.
Второклассник получит возможность научиться:
·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в совместной деятельности;
·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Числа и величины
Второклассник научится:
·      читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в соответствии с программным материалом;
·      устанавливать закономерность (правило, по которому составлена числовая последовательность) и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение / уменьшение числа на несколько единиц);
·      группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
·      читать и записывать величины (массу,  время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм-грамм;  год – месяц – неделя – сутки -час-минута-секунда; метр –  дециметр  – сантиметр), сравнивать названные величины , выполнять с ними арифметические действия.
Второклассник получит возможность научиться:
·       классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
·       выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Второклассник научится:
·      выполнять устно сложение,  вычитание однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
·      выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
·      вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Второклассник получит возможность научиться:
·       выполнять действия с величинами;
·       использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
·       проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Второклассник научится:
·      анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
·      решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2-3 действия);
·      оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Второклассник получит возможность научиться:
·       находить разные способы решения задач;
·       решать логические и комбинаторные задачи,  используя рисунки.
Пространственные отношения.   Геометрические фигуры
Второклассник научится:
·      описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
·      распознавать,  называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол,  многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
·      выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,  квадрат,  прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
Второклассник получит возможность научиться:
·       распознавать плоские и кривые поверхности;
·       распознавать плоские геометрические фигуры.
Пространственные отношения. Геометрические величины
Второклассник научится:
·      измерять длину отрезка;
·      оценивать размеры геометрических объектов,   расстояния приближенно (на глаз).


Личностные результаты
У  второклассников будут формироваться:
·      внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
·      учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
·      готовность целенаправленно использовать математические знания,  умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;
·      способность осознавать и оценивать свои мысли,   действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики во втором классе будет способствовать формированию таких личностных качеств,  как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,  целеустремленность и настойчивость в достижении цели,  умение слушать и слышать  собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Второклассник получит
возможность для
формирования:
·      внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения (преобладание учебно-познавательных мотивов);
·      устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·      адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности.

3 класс
Регулятивные УУД:
·       понимать и принимать учебную задачу;
·       планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;
·       действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);
·       выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);
·       находить допущенные ошибки и корректировать их.
Познавательные УУД:
·      понимать прочитанное;
·      находить в учебнике математики нужные сведения;
·      выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
·      выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев,  использовать освоенные условные знаки;
·      выполнять задание различными способами;
·      моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;
·      научиться рассуждать, используя схемы;
·      анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей;
·      заменять один вид модели другим;
·      использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;
·      понимать учебную задачу и находить способ её решения;
·      рассуждать, используя схемы.
Коммуникативные УУД:
·      участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке;
·      комментировать свои действия.

Третьеклассник  научится:
·      сравнивать площади фигур с помощью различных мерок и единиц площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр);
·      использовать соотношение единиц площади для вычисления площади прямоугольника и единиц длины для вычисления периметра прямоугольника;
·      измерять и вычислять площадь и периметр прямоугольника;
·      использовать табличное умножение для вычислений значений произведений;
·      использовать предметный смысл деления при анализе практических ситуаций;
·      понимать символическую модель деления, взаимосвязь умножения и деления (взаимосвязь компонентов и результата умножения, взаимосвязь компонентов и результата деления);
·      пользоваться отношением «меньше в …» и понимать его связь с предметным смыслом деления, сравнивать его с отношениями «больше в …», «меньше на …», «больше на …»;
·      отвечать на вопросы: «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?»;
·      читать, понимать и сравнивать тексты арифметических задач на сложение, вычитание, умножение и деление; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям);  выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;
·      устно умножать двузначное число на однозначное;
·      устно делить двузначное число на однозначное;
·      устно делить двузначное число на двузначное;
·      использовать взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость» в практических ситуациях;
·      читать, записывать, сравнивать и упорядочивать многозначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать многозначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;
·      выявлять признак разбиения многозначных чисел на группы;
·      выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;
·      строить и читать столбчатые диаграммы;
·      вычислять значения числовых выражений, пользуясь правилами порядка выполнения действий в выражениях;
·      пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания;
·      соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.
Третьеклассник получит возможность научиться:
·       комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов арифметических действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);
·       классифицировать числовые выражения, используя правила порядка выполнения действий в выражениях;
·       применять свойства арифметических действий для сравнения выражений и для вычисления их значений;
·       решать арифметические задачи (на сложение, вычитание, умножение и деление) различными способами; проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением; дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи; анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи; анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными; составлять условие по данному вопросу; составлять задачу по данному решению;
·       самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;
·       приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач; использовать знания о соотношениях единиц длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) для анализа практических ситуаций;
·       использовать знания о соотношениях единиц массы (тонна, центнер, килограмм, грамм) для анализа практических ситуаций;
·       использовать знания о соотношении единиц времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) для анализа практических ситуаций;
·       решать арифметические задачи по данным, записанным в таблице;
·       составлять последовательность величин по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
·       находить правило, по которому составлен ряд величин;
·       определять длины на глаз и контролировать себя с помощью инструмента (рулетки, линейки);
·       различать объёмные и плоские геометрические фигуры;
·       различать плоские и кривые поверхности.
Личностные качества:
·      положительное отношение к учению (к урокам математики),
·      наличие элементов познавательного интереса.

4 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме; 
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
 Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в   исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Числа и величины
Выпускник научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1):
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задач
• Решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать плоские и кривые поверхности
распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Выпускник научится:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы;
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• распознавать одну и ту .же информацию, представленную в разной форме- (таблицы,  диаграммы, схемы);
 планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
 интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уравнения. Буквенные выражения
Выпускник получит возможность научиться
• Решать простые и усложненные уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий
• Находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.


В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни,  способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.


3.             Содержание учебного предмета, курса.
В основе  начального курса  математики, нашедшего отражение в учебниках  математики 1-4, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в  различных системах знаний, но и эффективно использовать их  для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников  и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством  интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
 Нацеленность курса математики на формирование  приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация,  учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка),  и создать  дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации  процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания,  которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.  Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников и связано с изучением программного содержания.  Первые представления  о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».  Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел,  а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке),графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части,, отношения «больше на…», «меньше на…»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?»  в их различных интерпретациях.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.
В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт  построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что  – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.
В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые  являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.
Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей,  то есть использовать его для  формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков.  Например,  проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой  один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что  знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор.   Это  является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложе­ния, вычитания, умножения и деления  и активизирует память учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов  начального курса математики:
Признаки, расположение и счет предметов

Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер, количество). Их расположение на плоскости (изображение предметов) и в пространстве: слева - справа, сверху – снизу, перед – за, между и др. Уточнение понятий «все», «каждый», «любой»,; связок «и», «или». Сравнение и классификация предметов по различным признакам (свойствам). Счет предметов. Число и цифра. Отношения «больше», «меньше», «столько же» Предметный смысл отношений. Способы установления взаимно-однозначного соответствия.
Числа и величины

Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел. Знаки сравнения. Неравенство.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы ( грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимость (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Предметный смысл действий. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, вычисления на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование способа решения задачи. Представление текста задачи в виде таблицы, схемы, диаграммы и других моделей. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», « (больше (меньше) в…», разностного и кратного сравнения. Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли – продажи и др. Скорость, время, расстояние; объѐм работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи логического и комбинаторного характера.
Геометрические фигуры

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и название (куб, шар, параллелепипед пирамида, цилиндр, конус). Представление о плоской и кривой поверхности. Объѐмная и плоская геометрическая фигура.
Геометрические величины

Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счѐтом, измерением величин, фиксирование и анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов «…и / или…», «если, то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «не», «найдется», истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Уравнения
Буквенные выражения

Запись уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений на основе применения ранее усвоенных знаний. Выбор (запись) уравнений, соответствующих данной схеме, выбор схемы, соответствующей данному уравнению, составление уравнений по тексту задачи ( с учетом ранее изученного материала. Простые и усложненные уравнения. Буквенные выражения. Нахождение значений выражений по данным значениям, входящей в него буквы.
Процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе органически включает в себя информационное направление, как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что  оказывает положительное влияние на формирование УУД.  При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5-6 классах.
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия  для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать,  оценивать свои действия и  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался  в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.
Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.
Технология обучения решению текстовых задач арифметическим способом, нашедшая отражение в учебнике, включает шесть этапов: 1)подготовительный, 2) задачи на сложение и вычитание, 3) смысл действия умножения, отношение «больше в…,4) задачи на сложение, вычитание, умножение, 5) смысл действия деления, отношения «меньше в…», кратного сравнения, 6) решение арифметических задач на все четыре арифметических действия ( в том числе задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы), купли – продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события).
Основная цель данной технологии - формирование общего умения решать текстовые задачи. При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций, то есть речь идёт не только о формировании предметных математических умений, но и о формировании УУД. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями, при выполнении которых они учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой. и др.
В результате использования данной технологии большая часть детей овладевают умением самостоятельно решать задачи в 2 -3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико-синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач ( в том числе логических, комбинаторных, геометрических).



Плановые контрольные работы (количество часов)
Период обучения
Количество часов
Диагностический материал
1 четверть
36 часов
Контрольных работ – 2
Самостоятельных работ - 2
2 четверть
28 часов
Контрольных работ – 2
3 четверть
40 часов
Контрольных работ – 3
4 четверть
32 часа
Контрольных работ – 2
Итого:
136 часов (4 часа в неделю)


4.      Тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Дата
Перечень разделов, тем уроков
Количество часов на раздел, тему
Тип урока
План
Факт
Раздел I.
Проверь, чему ты научился в первом классе (10 часов)
1


Число и цифра. Состав чисел в пределах 10
1
УЗНЗВУ
2


Единицы длины и их соотноше­ние (1 дм=10 см). Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. Подготовка к решению задач
1
УЗНЗВУ
3


Название ком­понентов и ре­зультатов дей­ствий сложения и вычитания
1
УЗНЗВУ
4


Моделирование. Логические рассуждения. Линейка. Цир­куль. Вычисли­тельные умения и навыки
1
УЗНЗВУ
5


Вычислитель­ные умения и навыки. Действия с величинами. Поиск закономерностей. Самоконтроль
1
УЗНЗВУ
6


Стартовая диагностическая работа по теме «Повторение»
1
УКИЗ
7


Работа над ошибками. Схема. Знаково-символическая модель
1
УПОКЗ
8


Вычисли­тельные навыки и умения. Числовой луч. Схема
1
УЗНЗВУ
9


Вычислитель­ные умения и навыки. Закономерность. Схема. Сравнение длин отрезков
1
УЗНЗВУ
10


Самостоятельная работа по теме «Вычислительные навыки и
 умения»
1
УКИЗ
Раздел II.
Двузначные числа. Сложение. Вычитание (20 часов)
11


Дополнение двузначного числа до «круглого». Классификация. Продуктивное повторение
1
УИПЗЗ
12


Сложение и вычитание ве­личин. Вычитание однозначного числа из «круглого». Продуктивное повторение
1
УИПЗЗ
13


Вычитание однозначного числа из «круглого»
1
УЗНЗВУ
14


Подготовка к решению задач. Выбор схемы. Продуктивное повторение
1
УИПЗЗ
15


Схема. Сравнение величин. Совершенствование вычислительных навыков
1
УЗНЗВУ
16


Сложение однозначных чи­сел с перехо­дом в другой разряд
1
УИПЗЗ
17


Состав числа 11. Моделирование. Анализ и сравнение выражений. Числовой луч
1
УИПЗЗ
18


Со­став числа 11 и соответствую­щие случаи вы­читания
1
УЗНЗВУ
19


Взаимосвязь компонентами результата сложения
1
УИПЗЗ
20


Состав числа 12 и соответст­вующие случаи вычитания
1
УИПЗЗ
21


План действий. Анализ схемы. Анализ рисунка
1
УЗНЗВУ
22


Формирование табличных навыков. Состав числа 13 и соответст­вующие случаи вычитания
1
УИПЗЗ
23


Самостоятельная работа по теме «Двузначные числа. Сложение. Вычитание»
1
УКИЗ
24


Состав числа 14.
1
УИПЗЗ
25


Состав числа 14 и соответст­вующие случаи вычитания
1
УЗНЗВУ
26


Состав числа 15
1
УИПЗЗ
27


Контрольная работа за 1 четверть
1
УКИЗ
28


Работа над ошибками
1
УПОКЗ
29


Анализ и сравнение выражений. Закономерность в записи ряда чисел
1
УЗНЗВУ
30


Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычита­ния. Подготовка к решению задач
1
УИПЗЗ
Раздел III.
Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения. (2 ч)
31-32


Сочетательное свойство сло­жения. Скобки
2
УИПЗЗ
Раздел IV.
Задача (7 часов)
33


Структура за­дачи. Запись ее решения.  Взаимосвязь условия и во­проса задачи
1
УИПЗЗ
34


Анализ и сравнение текстов задач
1
УЗНЗВУ
35


Постановка вопросов к условию. Выбор схемы к данному условию задачи
1
УИПЗЗ
36


Построение схемы по данному условию задачи
1
УЗНЗВУ
37


Решение задач. Приемы выбора схемы, объяс­нение выраже­ний, перефор­мулировка во­проса задачи
1
УЗНЗВУ
38


Контрольная работа по теме «Решение задач»
1
УКИЗ
39


Анализ работы. Решение задач
1
УПОКЗ
Внутрипредметный модуль «Математика в задачах» (7 часов)
40


Введение. Что такое объект? Решение комбинаторных задач хаотичным методом.
1
модуль
41


Анализируем различные объекты. Пирамидка.
1
модуль
42


Решение задач, связанных с перестановками части объекта. Флажок. Чашки.
1
модуль
43


Решение задач, связанных с перестановками объекта. Картины в рамке.
1
модуль
44


Решение задач, связанных с перестановками объекта. Листья.
1
модуль
45


Решение задач, связанных с позиционным чередованием. Кружки.
1
модуль
46


Решение задач, связанных с позиционным чередованием. Обобщение.

модуль
Раздел V.
Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. (3 часа)
47


Знакомство с углом. Сравне­ние углов по величине. Угольник.
1
УИПЗЗ
48


Острый и тупой угол. Сравне­ние углов по величине. Пря­мой угол. Угольник.
1
УЗНЗВУ
49


Многоугольник, прямоугольник, квадрат.

1
УИПЗЗ
Раздел VI.
Двузначные числа. Сложение, вычитание (23 часа)
50


Подготовка к знакомству с приемом сло­жения двузнач­ных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.
1
УИПЗЗ
51


Сложение двузначных и однозначных чи­сел с перехо­дом в другой разряд.
1
УИПЗЗ
52


Совершенство­вание вычисли­тельных умений.
1
УОСЗ
53


Решение задач. Вычислитель­ные навыки и умения.
1
УЗНЗВУ
54


Решение задач.
Совершенство­вание вычисли­тельных навы­ков и умений.
1
УОСЗ
55


Контрольная работа по теме «Вычислительные умения и навыки»
1
УКИЗ
56-57


Вычитание из двузначного числа одно­значного с пе­реходом в дру­гой разряд.
2
УЗНЗВУ
58


Сравнение текстов задач.
1
УЗНЗВУ
59


Поиск закономерности в записи ряда чисел
1
УЗНЗВУ
60


Контрольная работа за 2 четверть
1
УКИЗ
61


Работа над ошибками. Решение задач.
1
УПОКЗ
62


Решение задач разными способами
1
УЗНЗВУ
63


Формирование вычислитель­ных умений и навыков. Решение задач.
1
УЗНЗВУ
64


Устные вычисления. Решение задач
1
УЗНЗВУ
65


Периметр прямоугольника. Решение задач
1
УИПЗЗ
66


Решение задач. Выбор схемы
1
УЗНЗВУ
67


Знакомство с приёмом сло­жения двузнач­ных чисел с пе­реходом в дру­гой разряд
1
УИПЗЗ
68


Сложение дву­значных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач
1
УЗНЗВУ
69


Решение задач  разными арифметическими способами
1
УЗНЗВУ
70


Совершенство­вание вычисли­тельных умений. Решение задач
1
УОСЗ
71


Контрольная работа по теме «Двузначные числа. Сложение, вычитание»
1
УКИЗ
72


Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе
1
УПОКЗ
Внутрипредметный модуль «Математика в задачах» (9 часов)
73


Решение задач, связанных с различным размещением элементов объекта. Яблоки.
1
модуль
74


Решение задач, связанных с различным размещением элементов объекта. Шарики.
1
модуль
75


Решение задач, связанных с различным размещением  объекта. Мелки.
1
модуль
76


Решение задач, связанных с различным размещением элементов объекта. Цветные полоски.
1
модуль
77


Решение задач, связанных с различным размещением объекта. Воздушные шары.
1
модуль
78


Решение задач, связанных с различным размещением  объекта. Горшочки Винни Пуха.
1
модуль
79


Решение задач, связанных с различным размещением элементов объекта. Кубики. Практическая работа с конструктором.
1
модуль
80


Решение задач, связанных с различным размещением объекта. Количество вариантов выбора.
1
модуль
81


Решение задач, связанных с различным размещением объекта. Конфеты.
1
модуль
Раздел VII.
Трёхзначные числа (10 часов)
82


Сотня как счёт­ная единица. Структура трёх­значного числа.
1
УИПЗЗ
83


Анализ, чтение и запись трёхзначных чисел.
1
УЗНЗВУ
84


Срав­нение трёх­значных чисел.  
1
УЗНЗВУ
85


Числовая последовательность. Решение задач.
1
УЗНЗВУ
86


Разбиение трёхзначных чисел на группы.
1
УЗНЗВУ
87


Неравенства. Десятичный состав трёхзначных чисел.
1
УЗНЗВУ
88


Решение задач. Чтение и запись трёхзначных чисел.
1
УЗНЗВУ
89


Чтение и запись трёхзначных чисел. Сложе­ние и вычита­ние двухзначных чисел с пе­реходом в дру­гой разряд.
1
УИПЗЗ
90


Контрольная работа по теме «Трёхзначные числа»
1
УКИЗ
91


Работа над ошибками.
Устное сложе­ние и вычита­ние чисел в пределах 100. Решение задач.
1
УПОКЗ
Раздел VIII.
Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин (4 часа)
92


Сравнение длин. Соотношение единиц длины (дециметр, сантиметр, миллиметр)
1
УИПЗЗ
93


Единица длины: 1 м. Рулетка.
1
УИПЗЗ
94


Соотношение единиц длины (1 м, 1 дм, 1 см).
1
УИПЗЗ
95


Решение задач. Соотношение единиц длины.
1
УЗНЗВУ
Раздел IX.
Умножение. Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9. (13 часов)
96


Смысл дейст­вия умножения. Названия ком­понентов и результатов действия умно­жения.
1
УИПЗЗ
97


Сравнение произведений. Замена умножения сложением.
1
УИПЗЗ
98


Замена сложения умножением. Умножение на 1 и 0.
1
УЗНЗВУ
99


Подготовка к табличным случаям умно­жения.
1
УЗНЗВУ
100


Решение задач.
1
УЗНЗВУ
101


Переместительное свой­ство умноже­ния.
1
УИПЗЗ
102


Таблица умножения с числом 9.
1
УИПЗЗ
103


Периметр многоугольника  Табличное ум­ножение с чис­лом 9. Решение задач.
1
УЗНЗВУ
104


Контрольная работа за 3 четверть
1
УКИЗ
105


 Анализ контрольной работы. Табличное умножение с числом 9.
1
УПОКЗ
106


Табличное умножение с числом 9.
1
УЗНЗВУ
107


Решение задач.
1
УЗНЗВУ
Раздел X.
Увеличить в несколько раз. Таблица умножения  с числом 8  (10 часов)
108


Понятие «уве­личить в ...» и его связь с определением умножения.
1
УИПЗЗ
109


Табличное умножение с числом 8.
1
УИПЗЗ
110


Решение задач.
1
УЗНЗВУ
111


Табличное ум­ножение с чис­лом 8.
1
УЗНЗВУ
112


Табличное ум­ножение с чис­лами 8 и 9. Ре­шение задач.
1
УИПЗЗ
113


Контрольная работа по теме «Увеличить в несколько раз»
1
УКИЗ
114


Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе
1
УПОКЗ
115


Сравнение длин отрезков (больше в...меньше в...).
1
УИПЗЗ
116


Решение задач.
1
УЗНЗВУ
Раздел XI.
Величины. Единицы времени (2 часа)
117-118


Измерение времени. Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год.
2
УИПЗЗ
Раздел XII. Геометрические фигуры: плоские и объёмные (2 часа)
118-119


Представление о плоских и объёмных фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед.
2
УИПЗЗ
Раздел XIII. Поверхности: плоские и объёмные (2 часа)
120-121


Представление о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов
2
УЗНЗВУ
Раздел XIV. Окружность и круг (2 часа)
122-123


Уточнение понятий: «окружность», «круг».
2
УИПЗЗ
124


Итоговая контрольная работа за год
1
УКИЗ
125


Работа над ошибками
1
УПОКЗ
Внутрипредметный модуль «Математика в задачах» (11 часов)
126


Общие и отличительные признаки объекта. Поэлементный анализ.
1
модуль
127


Решение задач, связанных с отличительными признаками  элементов объекта. Шапочки.
1
модуль
128


Решение задач, связанных с отличительными признаками  элементов объекта. Кружки.
1
модуль
129


Расположи буквы в клеточках. Игра.
1
модуль
130


Решение задач, связанных с общими признаками объекта. Учебные вещи.
1
модуль
131


Выбор возможных  вариантов ответа. Насекомые.
1
модуль
132


Выбор возможных  вариантов ответа. Матрешки.
1
модуль
133


Подготовка к решению задач табличного типа. Расположи буквы в клеточках.
1
модуль
134


Решение комбинаторных задач. Обобщение.
1
модуль
135


Составление таблиц по заданным параметрам. Двузначные числа.
1
модуль
136


Составление таблиц по заданным параметрам. Обобщение.
1
модуль

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном календарно-тематическом планировании:
1.             Урок изучения и первичного закрепления новых знаний – УИПЗЗ;
2.             Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ;
3.             Урок комплексного использования знаний и умений – УКИЗ;
4.             Урок обобщения и систематизации знаний и умений – УОСЗ;

5.             Урок проверки, оценки и контроля - УПОКЗ

Комментариев нет:

Отправить комментарий