суббота, 22 октября 2016 г.

РП литературное чтение


Содержание

1.                  Пояснительная записка.
2.                  Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
3.                  Содержание учебного предмета, курса.
4.                  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


  
  
1.             Пояснительная  записка

Данная рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» в начальной школе разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федеральным  государственным образовательным  стандартом  начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009)  с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г, 31 декабря 2015 г.
- Приказом «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38). Пункт 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.
- Программой общеобразовательных учреждений Литературное чтение: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы /О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» (Приказ от 30.08.2013 г. № 472 «Об утверждении локальных нормативных актов» - изменим позже)
- Основной образовательной программой  начального общего образования МБОУ «СОШ № 13» (Пр.№ 488 от 24.08.2015 г.)
- Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ № 13» (Пр. №  499 от 28.08.2016 г.)

Для реализации учебной программы по литературному чтению используется УМК «Гармония»:
1.      Литературное чтение. Любимые страницы: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015 г.
2.      Рабочая тетрадь к учебнику литературного чтения для 2 класса общеобразовательных учреждений/О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015 г.
3.      Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений/О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015 г.
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование: 
·      всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
·  потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
·      готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Обязательные предметные области
Предметы обязательной части учебного плана
Основные задачи реализации содержания
1.
Русский язык и литературное чтение
Литературное чтение
Программа адресована учащимся 2 класса с разным уровнем подготовки в школе равных возможностей.
Согласно учебному плану начального общего образования (5-дневная неделя)  в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016-2017 учебном году (Приложение   к письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от «26» июня 2015 г. №  6681) на изучение литературного чтения в начальной школе выделяется:

Предметные области
Учебные предметы
классы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Литературное чтение
4
4
4
3
15

Год обучения
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
1 класс
4
33
132
2 класс
4
34
136
3 класс
4
34
136
4 класс
3
34
102



506 часов за курс
В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина, актированного дня - прохождение программы обеспечивается за счет увеличения доли самостоятельного изучения / дистанционного обучения на базе информационно-образовательного портала http://sosh13-ugansk.ucoz.ru/index/aktirovannyj_den/0-77.


Учебный план школы представляет собой соотношение обязательной  части, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80 % от общего нормативного времени, отведённого на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20 %. В силу того, что 1-4 классы учатся в режиме 5-дневной учебной недели, часть формируемая участниками образовательного процесса предусматривает введение внутрипредметных модулей. Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся выбор внутрипредметных модулей производится совместно всеми участниками образовательных отношений на основании анкетирования обучающихся, родителей (законных представителей).  Часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, направлена на изучение внутрипредметного модуля «Основы смыслового чтения и работа с текстом» - 27 часов.  Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Актуальность выбора данного модуля определена следующими факторами:
На основе диагностических фактов у учащихся слабо развито:
·                умение понять прочитанное;
·                умение осмысливать прочитанное;
·                 нет внутренней мотивации к чтению текста;
·                нет желания обдумывать и анализировать прочитанное;
·                умение грамотно работать с информацией.



2.             Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
метапредметные
предметные
личностные
2 класс
Регулятивные УУД:
·   понимать и принимать учебную задачу;  использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
·   прогнозировать, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией устной или письменной;
·   осуществлять самоконтроль при чтении.
Познавательные УУД:
·   понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
·   выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
·   выделять главное;
·   составлять небольшой план;
·   ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию;
·   ориентироваться в книгах;
·   устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
·   выполнять действия анализа, выявлять подтекст и идею произведения;
·   сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
·   выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;
·   анализировать особенности языкового оформления текста;
·   ранжировать книги и произведения;
·   обосновывать свои утверждения.
Коммуникативные УУД:
·   согласовывать свои действия с партнёром;  уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
·   готовность оказать помощь товарищу;
·   способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; овладевать монологической и диалоговой формами речи;
·   выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Ученик научится:
Читательские умения Навыки чтения Осмысленность чтения:
·       выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
·       пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
·       отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
·       определять эмоциональный характер текста;
·       выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
·       опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
·       определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
·       уметь прогнозировать содержание читаемого;
·       осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
·       формулировать тему небольшого текста.
Правильность чтения:
·      плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Скорость чтения: к концу учебного года — 50–60 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».
Выразительность чтения:
·       повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
·       соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
·       передавать эмоциональный тон персонажа, произведения.
 Работа с текстом и книгой:
·       выявлять роль авторского начала в произведении;
·       по произведению представлять образ автора;
·       определять речевую цель создания произведения:
·       выявлять авторское отношение к персонажам;
·       определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;
·       характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
·       выделять эпизод из текста;
·       озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
·       восстанавливать деформированный картинный план;
·       подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
·       составлять картинный план;
·       пересказывать с опорой на картинный план;
·       последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
·       составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
·       заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
·       правильно называть книгу (автор, заглавие);
·       составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
·       ориентироваться в книге;
·       работать с содержанием (оглавлением);
·       ориентироваться в группе книг (5–6 книг).
Развитие творческих способностей: говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания); читать по ролям; инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации.
Ученик получит возможность научиться:
Читательские умения Навыки чтения Осмысленность чтения:
·       работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
·       выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
·       определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
·       находить главную мысль, сформулированную в тексте;
·       определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Выразительность чтения: выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста. Литературоведческая пропедевтика:
·       расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
·       осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
·       воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи;
·       получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
Развитие творческих способностей: графически иллюстрировать прочитанное; составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения; готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
·   положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к выбору и чтению книг;
·  нравственно-этическая ориентация в читаемом;·
формирование эстетических чувств и представлений;
развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; развитие дружеского отношения к другим детям

3 класс
Регулятивные УУД:
·   самостоятельно формулировать тему и цели урока;
·   составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
·   работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
·   работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
·   делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
·   высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Познавательные УУД:
·   осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
·   осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий
·   пересказ и т.д.);  создавать собственные небольшие тексты на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;  осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
·   перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Коммуникативные УУД:
·      согласовывать свои действия с партнёром;  уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;·  готовность оказать помощь товарищу;
·      способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; овладевать монологической и диалоговой формами речи;
·      выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ученик научится:
Читательские умения. Навыки чтения чтение
·   осмысленное, правильное, выразительное, со скоростью 70–80 слов в минуту.
Работа с текстом и книгой:
·  понимать содержание текста и подтекст произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;
·  выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
·  работать с толковым словарем;
·  использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);
·  давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
·  определять тему и главную мысль произведения;
·  соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;
·  озаглавливать иллюстрации и тексты;
·  составлять простой план произведения;
·  пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);
·  выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
·  развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;
·  ставить вопросы к прочитанному;
·   самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
Литературоведческая пропедевтика: выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи; выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа; использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение); Развитие творческих способностей: уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста; освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию; уметь подготовить творческий пересказ; уметь составить диафильм к небольшому тексту; принимать участие в конкурсах чтецов; составлять собственные высказывания на основе прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
Работа с текстом и книгой: составлять подробный и творческий пересказ по изменённому плану; составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста; ориентироваться в книге; ориентироваться в группе книг (5-6 книг) Литературоведческая пропедевтика: накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения). Развитие творческих способностей: составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения; готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
·      ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;  определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
·      эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
·      понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
·      воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;  понимать ценность семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
·      проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; испытывать потребность в чтении.
4  класс
Регулятивные УУД:
·       самостоятельно формулировать тему и цели урока;  план решения учебной проблемы совместно с учителем;
·       работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свои действия;
·       в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
·      вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
·      извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
·      перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
·      пользоваться словарями и справочниками;
·      осуществлять анализ и синтез;
·      устанавливать причинно-следственные связи;
·      строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
·      оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
·      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
·      высказывать и обосновывать свою точку зрения;
·      слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
·      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
·      уметь задавать вопросы.
Ученик научится:
Читательские умения:
·  заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя на 15–20 слов быстрее;
·  полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров;
·  составлять план и пользоваться им при пересказе; – делать краткий и другие виды пересказа;
·  работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать ее;
·  ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс нетекстового аппарата книги;
·  читать значительные по объему рассказы, сказки, повести;
·  пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.
Речевая и читательская деятельность:
·   синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;
·   анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;
·   сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
·   самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;
·   отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
·   определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
·   разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;
·   пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;
·   самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию;
·   выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;
·   создания монологического высказывания; – создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.
Творческая деятельность:
·  создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
·  редактировать собственный текст;
·  интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;
·  создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
·  создавать презентации по результатам исследования произведений;
·  проектировать свою деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
Речевая и читательская деятельность: в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления; ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронный журнал «Кукумбер»; «Литературные пампасы»); создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору.
Литературоведческая пропедевтика:
·  опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;
·  умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;
·  способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
·  способами нахождения изобразительных средств языка с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;
·  способами характеристики персонажей, их поступков;
·  способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
·  способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;
·  способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).
Творческая деятельность создавать творческие порфолио по результатам своей читательской, исследовательской, творческой деятельности.
·      уметь осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей;  воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;  понимать ценности семьи, ответственность по отношению к своим близким;
·      интересоваться чтением, владеть диалогом с автором текста; иметь собственные читательские приоритеты и уважительное отношение к  предпочтению других людей;
·        ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей.







3.             Содержание учебного предмета, курса.
РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ
2 класс
3 класс
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке».
Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом.
Чтение про себя
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-познавательных, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Развитие способности к антиципации.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.
Определение, от какого лица ведётся повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять образ автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении.
Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.
Определение собственного отношения к поступкам персонажей. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста.
Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение.
Выделение опорных (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему.
Подробный, частичный и выборочный пересказ текста.
Библиографическая культура
Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и источник знаний. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5–6 книг).
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).
Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.
Аудирование (слушание)
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
Чтение про себя
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текстов – художественных, учебных, научно-познавательных – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения.
Определение темы текста, главной мысли.
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения.
Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идёт речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано.
Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.
Характеристика исторического героя – защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.
Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, с помощью которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).
Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий – от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин.
Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-познавательного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста.
Библиографическая культура
Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Составление каталожной карточки.
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.
Говорение (культура речевого общения)
Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному).
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания.
Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача впечатлений от повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура письменной речи)
Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация.
Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.

Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.
Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.
Чтение
Чтение вслух
Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.
Чтение про себя
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, творческое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.
Работа с разными видами текста
Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.
Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-познавательных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление плана (вопросного, цитатного самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями).
Составление сложного плана.
Умение работать с разными видами информации.
Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных (изучаемых) жанров.
Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение темы и главной мысли текста.
Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.
Выделение опорных (ключевых) слов текста.
Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.
Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным.
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Умение пользоваться приёмами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения. Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.
Работа с учебными и научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.
Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания  (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс внетекстового аппарата книги.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учётом особенностей монологического высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.
Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании, рассуждении, повествовании).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура письменной речи)
Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, отражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).

Круг чтения
Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о Родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года), о приключениях и волшебстве.
Во втором классе, где приоритетным является формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения.
Те тексты, при работе над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая думаем».
Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также ошибок, искажающих звукобуквенный состав слов), включены в раздел под названием «Читаем правильно».
В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно применение беглого чтения. Это, например, скороговорки (народные и литературные), «бесконечные» стихи и небольшие по объёму прозаические произведения, преимущественно современных авторов, написанные в разговорном стиле.
При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда в первую очередь включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.
Таким образом, во втором классе при акценте на активном формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления – о темах, жанрах, авторах.
В третьем классе на первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста, и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.
В четвёртом классе дети знакомятся с лучшими творениями всемирной литературы разных видов и жанров: гимны, сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная литература, повесть.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Расширение базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений.
Осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего в силу внимания к личности автора).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, идея; персонаж (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения), лирический герой произведения, отношение автора к герою.
Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи средств выразительности: звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений, олицетворений.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений: народная и литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Накопление разнообразных видо-жанровых представлений об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, эпические и лирические стихотворения, очерки) – общее представление о жанрах, особенностях композиции и выразительных средствах.
Выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Нахождение в тексте, определение функций в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Общее представление о разных видах текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Практическое освоение особенностей различных жанров лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка – рассказ, басня – сказка, рассказ – повесть, сказка – сказочная повесть, рассказ – стихотворение, пьеса – рассказ, пьеса – сказка, былина – сказка, миф – сказка, очерк – рассказ.
Умение элементарно классифицировать сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Представление о различных разновидностях рассказов (о подвигах, о детях, о животных, философские, юмористические, исторические).
Общие представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворения, звукописи.
Знание некоторых приёмов художественной композиции.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения, лирический герой.
Умение отличить художественную литературу от учебной и познавательной на основе их практического сравнения.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов высказываний: повествование (сказка, рассказ, повесть), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Получение первоначальных представлений об известных писателях (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, X. К. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного.


Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, драматизация (чтение по ролям, живые картины, произнесение реплик героя с использованием мимики, развёрнутая драматизация); словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование; составление диафильма (комикса) и виртуальная экранизация; творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование, составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа, презентация), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения.
Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.


Плановые контрольные работы (количество часов)
Период обучения
Количество часов
Диагностический материал
1 четверть
36 часов
Стартовый контроль читательских умений -1
Тест - 1
2 четверть
28 часа
Комплексная диагностическая работа -1
Тест - 1
3 четверть
40 часа
Тест - 3
4 четверть
32 часов
Комплексная диагностическая работа -1
Тест - 3
Итого:
136 часов (4 часа в неделю)


4.      Тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Дата
Перечень разделов, тем уроков
Количество часов на раздел, тему
Тип урока
План
Факт
Раздел I.
Читаем-думаем (29 часов)
1


Знакомство с учебником. Школа и школьная жизнь. М. Бородицкая «Первое сентября», В. Берестов «Читалочка»
1
КУ
2


Определение границ ответов в тексте К. Ушинский «Наше Отечество». В. Орлов Родное» Патриотизм и выразительность в произведении
1
УИПЗЗ
3


Словесное рисование. Картины природы Правила заучивания стихотворений. Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине», П. Воронько «Лучше нет родного края», О.Дриз «Загадка».
1
Урок конкурс
4


Анализ названия произведения. Б.Заходер «Два и три», Р. Сеф «Считалка», М.Юдалевич «Три плюс пять»
1
КУ
5


Рифма. В.Левин «Чудеса в авоське. С.Иванов «Какой сегодня весѐлый снег…», «Зимой Ваня сделал кормушку…»
1
УЗНЗВУ
6


Рифмование текста. А.Шабаев «Кто слово найдѐт?»
1
КУ
7


Стихи о дружбе и взаимовыручке. Подбор С.24-26 № 3 пословиц к стихам. В. Берестов «Если хочешь пить», «Гололедица»
1
УЗНЗВУ
8


Стартовый контроль читательских умений
1
УПОКЗ
9


Прогнозирование характера текста. Определение жанра произведения. Храбрец и Глупец в сказках о животных. Б. Заходер «Как волк песни пел».
1
Урок инсценировка
10


Прогнозирование характера текста по его заголовку. С. Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка».
1
УЗНЗВУ
11


Сноска и работа с ней. В.Зотов «За двумя зайцами».
1
КУ
12


Выразительность – эмоциональная окраска при чтении произведения. Э.Шим «Жук на ниточке».
1
УЗНЗВУ
13


Ориентировка в книге по обложке. Э. Шим «Очень вредная крапива».
1
УЗНЗВУ
14


Поучение через осуждение преступника. Быль. Л. Толстой «Косточка».
1
УИПЗЗ
15


Важное читательское качество – антиципация. Положительные и отрицательные качества человека в произведении С. Прокофьевой «Как можно плакать?»
1
КУ
16


Важное читательское качество – антиципация. Положительные и отрицательные качества человека в произведении Е.Пермяк «Как Маша стала большой»
1
УИПЗЗ
17


Главная мысль произведения. В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»,
1
Урок диспут
18


Работа над использованием силы голоса. В. Осеева «Сторож». С.Козлов «После долгой разлуки» Характеристика героя
1
КУ
19


Взаимоотношения героев. Ирония в произведениях В. Осеевой. В. Осеева «Кто наказал его?», А. Барто «Рыцари».
1
УЗНЗВУ
20


Эмоциональный характер произведений. Хорошее и плохое в поступках детей в произведениях. В.Осеева «Плохо», Д.Хармс «Удивительная кошка». Словесное рисование.
1
УЗНЗВУ
21


Контекстный способ чтения. Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
1
УИПЗЗ
22


Выразительность чтения сказок. Индийская сказка «Ссора птиц».
1
УЗНЗВУ
23


Настроение в стихах. Эмоциональный характер читаемого произведения. Э Мошковская «Всего труднее дело…», В. Берестов «Посадили игрушку на полку…»
1
КУ
24


Пересказ с опорой на картинный план. Русская народная сказка «Самое дорогое». Бытовые сказки.
1
Урок инсценировка
25


Авторская сказка. С. Баруздин «Кузнец». Б. Заходер « Петя мечтает» Отражение в сказке народного быта.
1
УЗНЗВУ
26


Выразительность чтения сказок. Драматизация – язык сказки. Русская народная сказка «Два Мороза». Персонажи, приѐм противопоставления.
1
УЗНЗВУ
27


Выразительность чтения сказок. Драматизация – язык сказки. Русская народная сказка «Два Мороза.»
1
УЗНЗВУ
28


Выразительность чтения сказок. Драматизация – язык сказки. Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»
1
УЗНЗВУ
29


Братья Гримм «Звѐздные талеры» Обобщение по теме. Тест 1.
1
УКИЗ
Раздел II. Учимся читать: читаем – правильно. (8 часов)+ внутрипредметный модуль (4 часа)
30


Скороговорки. В. Бардадым «Мы читаем!», В. Гусев «Вот так кот!», И. Бурсов «Кот и крот».
1
КУ
31


Сказка зарубежного писателя. Необычные персонажи. Д. Биссет «Орѐл и овечка».
1
УЗНЗВУ
32


Орфоэпическое чтение. Чтение по ролям. В. Драгунский «Заколдованная буква».
1
УЗНЗВУ
33


Словесное описание героя. Рассказы о детях. В. Драгунский «Когда я был маленький».
1
УЗНЗВУ
34


Характер произведения. Смысловой и эмоциональный подтекст. В. Драгунский «Не пиф, не паф!»
1
КУ
35


Авторское отношение к персонажам. Н. Носов «Находчивость» (радиоспектакль).
1
УЗНЗВУ
36


Определение мотивов поведения героя. Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков».
1
УЗНЗВУ
37


Картинный план. «Муравей» (перевод Б. Заходера из Яна Бжехвы). Ю. Мориц « Трудолюбивая старушка» Обобщение по теме «Учимся читать: читаем правильно».
1
УОСЗ
38


Соколов – Микитов. Выделение главной мысли текста.
1
модуль
39


В. Осеева «Плохо». Определение последовательности событий в тексте.
1
модуль
40


Л. Толстой «Два товарища». Определяем тему текста.
1
модуль
41


Рассказы В. Бурлакова.  Составляем план текста.
1
модуль
Раздел III. Учимся читать: читаем быстро. (7 часов)+ внутрипредметный модуль (1 час)
42


Устное народное творчество. Скороговорки. И. Мазнин «Шла лисица».
1
КУ
43


Скороговорки. Р. Сеф « Апчхи!»; М. Яснов « Чуче-ло- мяучело».
1
Урок конкурс
44


Прогнозирование содержания произведения. Р. Сеф «Бесконечные стихи», Э. Мошковская «Болельщик». Лирический герой стихотворения.
1
УЗНЗВУ
45


Собственное отношение к персонажам. Ю.Ермолаев «Угодили». Определение характера персонажей. В Осеева «Просто старушка». Жизнь дана на добрые дела.
1
Урок инсценировка
46


Определение, от какого лица ведется повествование. Комическое в рассказе В. Голявкина «Как я под партой сидел». Смешные рассказы о детях. Читаем быстро: В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Персонажи рассказа, их отношение к школе.
1
УЗНЗВУ
47


Народные сказки мира. Дагестанская сказка «Храбрый мальчик».
1
КУ
48


Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения». Тест 2.
1
УКИЗ
49


Рассказы А. Тихонова. Подбираем заголовок к тексту.

модуль
Раздел III. Учимся читать: читаем выразительно. (17 часов)+ внутрипредметный модуль (4 часа)
50


Выразительность чтения. А. Прокофьев «Как на горке, на горе», А. Фет «Чудная картина…»
1
УЗНЗВУ
51


Прогнозирование жанра. Определение мотива поведения героев путѐм выбора правильного ответа из текста. Сказка об игрушках С. Воронина «Храбрый клоун».
1
УЗНЗВУ
52


Творческое сочинение сказок. С. Маршак «Жадина», О. Григорьев «Яма», Э. Успенский «Разгром».
1
КУ
53


Умение характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. В. Осеева «Три товарища», Н. Матвеева «Девочка и пластилин».
1
Урок диспут
54


Авторское и собственное отношение к персонажам. Ю. Ермолаев «Два пирожных».
1
УЗНЗВУ
55


Эмоциональный тон персонажа. Э. Мошковская «Обида», « Трудный путь».
1
КУ
56


Паузы – длительные и короткие – в зависимости от смысла читаемого. Е. Благинина «Посидим в тишине».
1
УИПЗЗ
57


Построение, характер текста. Использование силы голоса для постановки логического ударения. И. Дик «Красные яблоки». А. Барто «Перед сном».
1
УЗНЗВУ
58


Темп чтения и его зависимость от смысла читаемого. В.Орлов «Светля чок -маячок».
1
УЗНЗВУ
59


Комплексная диагностическая работа
1
УПОКЗ
60


Озаглавливание иллюстраций и эпизодов текста. С Козлов « Заяц и Медвежонок». И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». Разнообразные и яркие образы животных.
1
УЗНЗВУ
61


Басня. Еѐ значение. К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерѐт нос кверху».
1
УИПЗЗ
62


Прогнозирование содержания текста по заголовку. Н. Юсупова «Серый волк»
1
УИПЗЗ
63


Интонация при чтении. Дж. Родари «Рыбы», Б. Заходер «Кискино горе»
1
УЗНЗВУ
64


Определение мотива поведения героев путѐм выбора правильного ответа из текста. Э. Мошковская «Говорящая кошка», А. Фройденберг «Великан и мышь».
1
УЗНЗВУ
65


Главная мысль текста. Определение характера произведения по рисункам. Д. Биссет «Про тигрѐнка Бинка, у которого исчезли полоски».
1
УОСЗ
66


Драматизация сказки. К. Ушинский «Спор деревьев». Разнообразные и яркие образы растений.
1
Урок инсценировка
67


Творческие пересказы в форме продолжения текста. Обобщающий урок по теме «Учимся читать: читаем выразительно».
1
УОСЗ
68


С. Михалков «Аисты и лягушки». Диалог.
1
модуль
69


Рассказы И. Пузанова. Задаём вопросы к тексту.
1
модуль
59


Рассказы В. Бахревского. Ищем синонимы.
1
модуль
60


Рассказы И. Соколова – Микитова. Оформляем обложку книги.
1
модуль
Раздел IV. Учимся работать с текстом: автор и его герои. (17 час)+ внутрипредметный модуль (4 часа)
61


Авторское отношение к героям. В. Голявкин «Про весѐлую книжку». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».
1
Урок конкурс
62


Чтение по ролям с соблюдением интонации. Составление картинного плана. Л. Пантелеев «Карусели».
1
УЗНЗВУ
63


Творческий пересказ. Л, Пантелев «Как поросѐнок говорить научился».
1
КУ
64


Составление картинного плана. Творческий пересказ. В. Голявкин «В шкафу».
1
УЗНЗВУ
65


Определение характера текста. А. Гайдар «Совесть». Поучение через осуждение пороков.
1
УЗНЗВУ
66


Авторское отношение к героям текста. Б. Юнгер «Белая роза».
1
УОСЗ
67


Описание характера героев текста. Г. Цыферов «Град».
1
КУ
68


Творческая работа – сочинение рассказа. Г. Гробовский «Розовый слон». Стихи о дружбе.
1
УЗНЗВУ
69


Определение главной мысли, сформулированной в тексте. Ф. Кривин «Родная коробка». Поучительный смысл сказки.
1
УЗНЗВУ
70


Подбор эпизодов из текста к иллюстрациям. Определение мотива поведения героев путѐм выбора правильного ответа из ряда предложений. Отношения людей и собаки в произведении В. Чаплиной «Мушка».
1
КУ
71


Творческий пересказ от лица автора и лягушки. Л. Пантелеев «Две лягушки».
1
УЗНЗВУ
72


Сила голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста. Авторское отношение к персонажам текста. Е. Пермяк «Волшебные краски».
1
УЗНЗВУ
73


Чтение по ролям. С. Михалков «Аист и лягушки».
1
Урок инсценировка
74


Характеристика персонажей через их собственное отношение к своим поступкам. С. Козлов «Вольный осенний ветер».
1
УЗНЗВУ
75


Определение мотивов поведения героев. Л. Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца».
1
Урок конкурс
76


Выделение эпизода из текста. Русская народная сказка «Заяц – хваста».
1
Урок викторина
77


Литературная викторина. Обобщающий урок по теме «Учимся работать с текстом: автор и его герои». Тест 3
1
УКИЗ
78


Рассказы Л. Яхтина. Делим текст на части.
1
модуль
79


Рассказы Л. Яхтина. Составляем план текста.
1
модуль
80


Рассказы а. Тихонова. Ищем сравнения в тексте.
1
модуль
81


Чтение научных текстов. Определяем главную мысль.
1
модуль
Раздел V. Учимся работать с текстом: слова, слова, слова… (8 часов)  + внутрипредметный модуль (4 часа)
82


Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. Г. Цыферов «Как цыплѐнок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка».
1
УЗНЗВУ
83


Понятие «рифма». Б. Шергин «Рифмы».
1
УИПЗЗ
84


Знакомство со словарѐм В. Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка». В. Даль «Кузовок» (игра). А. Барто «Игра в слова». М. Бородицкая «Разговор с пчелой».
1
УОСЗ
85


Средства выразительности – звукоподражание. Б. Заходер «Дырки в сыре».И.Токмакова «Лягушки». В.Берестов «Курица».
1
УОСЗ
86


Образность художественной речи. Звукоподражание. А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»
1
КУ
87


Эмоциональность характера текста. Р. Сеф «Кактус», «На свете всѐ на всѐ похоже…»; Г. Цыферов « Что такое звѐзды?»
1
УЗНЗВУ
88


Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. И.Пивоваров «Картинки на земле», А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета», А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», «Колокольчики мои». С. Есенин «Черѐмуха».
1
УЗНЗВУ
89


Средства выразительности – звукопись. М. Исаковский «Ветер», В. Рахманов «Одуванчики». Обобщение по теме. Тест 4
1
УКИЗ
90


Рассказы К. Ушинского. Определяем своё отношение к тексту.
1
модуль
91


Рассказы И. Соколова – Микитова. Ищем сравнения. Подбираем заголовок.
1
модуль
92


Рассказы Е. Пермяка. Определяем стиль речи.
1
модуль
93


Рассказы И. Соколова – Микитова. Определяем тип текста.
1
модуль
Раздел VI. Учимся работать с текстом: план и пересказ (16 часов) + внутрипредметный модуль (4 часа)
94


Языковое оформление текста. Н. Сладков «Медведь и Солнце»
1
УЗНЗВУ
95


Редактирование сказки. В. Осеева «Добрая хозяюшка». Отношение человека и животных
1
УЗНЗВУ
96


Определение темы текста по рисункам. Б. Житков «Храбрый утѐнок».
1
КУ
97


Повторы слов – средство выразительности. Э. Мошковская «Жадина». Тест 5
1
УКИЗ
98


Характеристика главных героев. Русская народная сказка «Мена».
1
УИПЗЗ
99


Определение главной мысли текста. В. Сухомлинский «Вьюга». Ю.Ермолаев «Проговорился».
1
УЗНЗВУ
100


Определение характера произведения по рисункам. Н. Носов «На горке».
1
КУ
101


Соответствие названия рассказа и содержания. В. Осеева «Хорошее».
1
УЗНЗВУ
102


Деформированный план и его корректировка. Д. Биссет «Про поросѐнка, который учился летать».
1
Урок творческий отчёт
103


Характер главного героя сказки. Пересказ от лица главного героя произведения. Отбор отрывков к иллюстрициям. В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
1
УЗНЗВУ
104


Пересказ от лица главного героя произведения. Отбор отрывков к иллюстрациям. В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
1
УЗНЗВУ
105


Идея произведения. С. Михалков «Бараны», К. Ушинский «Два козлика».
1
КУ
106


Словесное рисование. Графическое рисование. С. Козлов «Чѐрный омут».
1
УЗНЗВУ
107


Деформированный план и его корректировка. М. Пляцковский «Как Утѐнок свою тень потерял».
1
УЗНЗВУ
108


Озвучивание иллюстраций картинного плана. Е. Карганова «Как Цыплѐнок голос искал».
1
УЗНЗВУ
109


Чудесные и необычные существа. Обобщающий урок по теме: «Учимся работать с текстом: план и пересказ». «Пословица недаром молвится». Тест 6
1
УКИЗ
110


Рассказы С. Михалкова. Подбираем антонимы.
1
модуль
111


Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок». Сказка или быль. Учимся обосновывать свои ответы.
1
модуль
112


В. Кологрив «Кузнечик». Определяем тип речи. Учимся отвечать на вопросы по тексту.
1
модуль
113


Рассказы С Аксакова. Учимся определять стиль текста.
1
модуль
Раздел VII. Учимся читать: в мире книг. (16 часов) + внутрипредметный модуль (6 часов)
114


Формулировка темы небольшого текста. К. Ушинский «Два плуга» (дидактический рассказ)
1
УЗНЗВУ
115


Изложение события от имени героя текста. Л.Н. Толстой «Филиппок».
1
УЗНЗВУ
116


Авторские ремарки. В. Авдеенко «Маленькая Баба – Яга».
1
КУ
117


Фрагменты, из которых состоит сказка. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Тест 7.
1
УКИЗ
118


Учимся искать ответы на вопросы в тексте. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
1
УЗНЗВУ
119


Картинный план. Н. Сладков «Бежал ѐжик по дорожке».
1
УЗНЗВУ
120


Словесное рисование. М. Пришвин «Ёж». Отношение человека и животных.
1
КУ
121


Весѐлые стихи. Б. Заходер «Птичья школа». Словесное рисование
1
Урок викторина
122


Авторское отношение к героям. Н. Носов «Затейники»
1
УЗНЗВУ
123


Весѐлые рассказы. Словесное рисование. Н. Носов «Живая шляпа».
1
УОСЗ
124


Поучительные рассказы. Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»
1
УИПЗЗ
125


Собственное отношение к героям текста. Н. Носов «Фантазѐры». Злой умысел и фантазия. Инсценировка рассказа.
1
УЗНЗВУ
126


Чему учат нас книга. Б.А. Емельянов «Зелѐная букашина». Тест 8
1
УКИЗ
127


Книги о детях.
1
УЗНЗВУ
128


Кир Булычѐв «Путешествие Алисы» (глава 1).
1
УЗНЗВУ
129


Обобщающий урок по теме «В мире книг». Контроль техники чтения.
1
УПОКЗ
130


Комплексная диагностическая работа
1
УПОКЗ
131


Рассказы С. Аксакова. Подбираем антонимы и образуем однокоренные слова.
1
модуль
132


Сказки Ш. Перро. Определяем последовательность пунктов плана.
1
модуль
133


Сказки Ш. Перо. Учимся подбирать антонимы.
1
модуль
134


Н. Юрцевич «Берёза». Дополняем предложения, опираясь на содержание текста.
1
модуль
135


Рассказы С. Юцзунь. Работаем с пословицами.
1
модуль
136


Обобщающий урок – игра: «Я читал, много узнал,
а значит уже подрос…»
1
модуль

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном календарно-тематическом планировании:
1.             Урок изучения и первичного закрепления новых знаний – УИПЗЗ;
2.             Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ;
3.             Урок комплексного использования знаний и умений – УКИЗ;
4.             Урок обобщения и систематизации знаний и умений – УОСЗ;
5.             Урок проверки, оценки и контроля – УПОКЗ

6.             Комбинированный урок - КУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий