суббота, 22 октября 2016 г.

Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы»


Содержание

            Пояснительная записка
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы




Пояснительная записка
 Рабочая программа «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой "Юным умникам и умницам". - Москва: РОСТ книга, 2012
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения:
1 класс -  33 ч (1 час в неделю)
2 – 4 классы –34 ч (1 час в неделю)

Отличительными особенностями данной программы по внеурочной деятельности являются:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
     Цель: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.
     Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

2 класс
Метапредметные
Предметные Личностные
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
читать и пересказывать текст.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа "род" - "вид";
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый: Текущий: Итоговый контроль
позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А.   прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, "план" действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.


Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание «портфолио».
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия:
по содержанию
по сложности задач.
Развитие восприятия
Развитие памяти Развитие внимания Развитие мышления Развитие речи
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.



4. Учебно - тематический план
2 класс
п/п № Тема Количество часов
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1
2. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 5
3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 5
4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 5
5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 6
6. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 5
7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант 3
8. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 3
9. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года. 1
34

Особенности организации занятий.
           Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.
      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
задания на развитие внимания
Основные принципы распределения материала:
1. Системность: задания располагаются в определенном порядке;
2. Принцип "спирали": задания повторяются;
3. Принцип "от простого - к сложному": задания постепенно усложняются;
4. Увеличение объема материала;
5. Наращивание темпа выполнения заданий;
6. Смена разных видов деятельности.
        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Дата Тема занятия Количество часов на тему Основные виды учебной деятельности учащихся Контрольно-оценочная деятельность
План Факт
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1
Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять  значение слов и выражений.
Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать  предметы по цвету, форме, размеру. Стартовый контроль
Диагностика
2. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Прогностический
Пооперационный контроль
3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Самооценка
Самоконтроль

4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Рефлексивный контроль
5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Прогностический контроль
Контроль по результату
6. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1 Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Прогностический контроль

8. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль
9. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1



Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.
 
Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.
 
Объяснять  закономерности.


Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа. Прогностический
Пооперационный контроль
10. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Самооценка
Самоконтроль

11. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Рефлексивный контроль
12. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Прогностический контроль
Контроль по результату
13. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1 Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
14. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант 1 Прогностический контроль

15. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль
16. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Прогностический
Пооперационный контроль
17. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Прогностический контроль
Контроль по результату
18. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Прогностический
Пооперационный контроль
19. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
1 Самооценка
Самоконтроль

20. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1 Рефлексивный контроль
21. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Прогностический контроль
Контроль по результату
22. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Самооценка
Самоконтроль

23. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1 Рефлексивный контроль
24. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант 1 Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
25. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Рефлексивный контроль
26. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
27. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
28. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Прогностический контроль
29. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль
30. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1 Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений Прогностический
Пооперационный контроль
31. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант 1 Объяснять  закономерности.
Самооценка
Самоконтроль

32. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Выделять черты сходства и различия


33. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Описывать признаки геометрических фигур
34. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года 1 Итоговый контроль,
Самоконтроль









Комментариев нет:

Отправить комментарий